При прекращении деятельности организации обязательно составление ликвидационного баланса. В документе отражается имущественное состояние юридического лица, его показатели отражают состав основных средств, источники дохода и затраты на ведение коммерческой деятельности. Промежуточный или окончательный баланс позволяет установить размер задолженности перед контрагентами и взносам по налогам и сборам.
Роль ликвидационного баланса
Подсчету экономических показателей деятельности организации предшествует принятие решения о ликвидации фирмы. Оно оформляется проколом учредителей или уполномоченных лиц на основании доверенности. Обязательно уведомление о принятом акте налоговой службы по месту нахождения организации не позднее, чем в течение 3 дней с момента вынесения такого документа. О введении процедуры вносится запись в ЕГЮЛ с отметкой «ликвидация» (ст.20 ГК РФ).
Оформление отчетов осуществляется ликвидационной комиссией. По состоянию на 2019 год унифицированного образца законом не установлена. За основу рекомендуется брать форму №1 «Бухгалтерский баланс». Сопроводительным документом является решение от имени уполномоченного лица о прекращении деятельности предприятия.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется согласно п.1 ст.63 ГК РФ после окончания срока для предъявления кредиторами требований по закрытию расчетов по взятым взаимно обязательствам.
После составления окончательного баланса учредители компании распределяют имущество или вырученные от его продажи средства для покрытия финансовых обязательств с кредиторами. Очередность закрытия долгов определяется ст. . Если активов фирмы оказывается недостаточно, заинтересованная сторона вправе инициировать процедуру на основании ФЗ №127 от 26.02.2007 «О несостоятельности (банкротстве)». Если учредители не могут решить вопрос, куда передается оставшееся имущество после окончательных расчетов, оно продается с торгов.
При недостатке средств для закрытия долгов, если уставом предприятия установлена субсидиарная ответственность, взыскание налагается на имущество учредителей. После распределения активов фирмы они должны покрыть имущественные долги солидарно за собственных средств (ст.63 ГК РФ).
Деятельность юридического лица считается прекращенной после внесения в единый госреестр сведений о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности или благотворительной организации.
Когда ликвидационный баланс не требуется
Ликвидационный баланс не утверждается учредителями, если имеет место одно из обстоятельств:
· Принято решение о проведении выездной налоговой проверки.
· Если судом принято в отношении юридического лица, деятельность которого прекращается, к производству исковое заявление о взыскании средств, если решение по такому делу еще не вступило в законную силу.
В указанных ситуациях подавать промежуточный баланс в налоговую инспекцию не требуется, что регламентировано пп.б, в п.4 ст.20 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации…» от 08.08.2001.
Промежуточный баланс не требуется отправлять в налоговую службу до окончания следующих процедур:
· прием требований от кредиторов;
· вступления в силу решения арбитражного суда или общей юрисдикции на основании иска, предъявленного к организации, в отношении которого планируется ликвидация;
· завершения выездной проверки ФНС РФ;
· составления акта завершения таможенной проверки, если таковая предусмотрена в обязательном порядке на основании требований международного законодательства и норм РФ.
Процедура составления ликвидационного баланса может связываться со сложностями правового и финансового характера. Несвоевременная подача документации или ошибки при ее оформлении создадут препятствие для быстрой и эффективной ликвидации фирмы, способствует наложению ответственности на учредителей за счет их имущества. Доверить составление бумаг и ведение процедуры рекомендуется специалистам, имеющим значительный стаж при решении такого рода вопросов. Вы можете обратиться за консультацией в компанию «Династия» и получить предварительный план ликвидации с составлением отчетов.